Съемка - первая и наиболее важная часть работ, в результате которых
появляется фотографический отпечаток.
Именно здесь, при съемке, возникает основа снимка - скрытое фотографическое
изображение. Оно создается светом мгновенно, чаще всего в течение
долей секунды, тогда как вся последующая гораздо более долгая и кропотливая
обработка лишь выявляет то, что запечатлелось в светочувствительном
слое.
Результат съемки выясняется не сразу, нередко допущенная ошибка
обнаруживается еще позже, после того как сделан первый отпечаток,
т. е. когда повторить съемку трудно, а подчас и невозможно.
Изображение, созданное светом, нельзя дополнить; к снимку нельзя прибавить
ни подробностей, которых не было видно в момент съемки, ни того, что
осталось за пределами снимка. Нельзя изменить взаимного расположения
изображенных объектов; все они будут видны в том положении, в каком
находились в момент спуска затвора.
Все это требует внимательной подготовки к съемке. Нет большой сложности
в том, чтобы направить объектив на предметы и нажать на спуск заведенного
затвора. Однако при таком способе действий трудо рассчитывать, что
снимок будет похож на то, что мы видели в действительности.
Если не подумать, как расположены фотографируемые предметы, если не
оценить, как они освещены, объектив с механической точностью передаст
и то, что было для нас наиболее важно, и то, что не имело никакого
отношения к цели съемки. Фотоаппарат - это лишь инструмент, который
в руках фотографа позволяет показать то, что видит человек в действительности,
дает возможность передать его зрительное представление о предметах.
Чем внимательнее провести эту часть подготовки к съемке, тем больше
уверенности в том, что ее результат - проявленный и отпечатанный снимок
- будет отвечать цели.
Существует большая разница между тем, как мы видим предметы, и
тем, как они изображаются объективом фотографического аппарата.
Для того чтобы видеть любой лредмет, необязательно находиться на определенном
расстоянии от него; мы можем видеть его с самых различных расстояний,
с той разницей, что издали легче охватить глазом общий вид предмета,
а вблизи - рассмотреть его мелкие детали. Возможность видеть с различных
расстояний объясняется тем, что человеческий глаз может использовать
самые различные углы зрения. Неподвижный человеческий глаз может четко
различать предметы в пределах очень небольшого угла, в вершине которого
находится зрачок глаза. Однако одна из основных особенностей нашего
зрения заключается в том, что глаз никогда не остается неподвижным,
а непрерывно изменяет направление зрения. Например, при чтении страницы
книги мы непрерывно переводим глаз вдоль строки, затем возвращаемся
к началу новой строки и т. д.
Точно так же мы видим и все остальные предметы, направляя глаз то
на одну, то на другую часть пространства перед нами. Благодаря этому
мы можем, даже не поворачивая головы, видеть предметы в пределах очень
большого угла, до - 140*; с любого места в зрительном зале мы можем
видеть отдельные предметы, людей или всю сцену, в зависимости от того,
на что обращено наше внимание. В то же время наблюдения показывают,
что чаще всего мы изменяем направление взгляда в пределах сравнительно
небольших углов, обычно не более 20-30*.
Фотографический объектив, в отличие от глаза, изображает на снимке
часть пространства в пределах неизменного угла. Изображение объекта
съемки не поместится на снимке, если расположить камеру слишком близко
к нему; наоборот, при съемке с слишком большого расстояния его изображение
будет небольшим, а остальную часть снимка займет изображение других
предметов, которые при фотографировании с близкого расстояния находятся
позади камеры или сбоку от нее и не видны на снимке.
Поэтому при фотографировании приходится перемещаться с камерой ближе
к объектам или дальше от них, выбирая наилучшее расстояние, при котором
в пределах угла изображения объектива поместятся именно те предметы,
которые мы хотим показать на снимке.
Не следует забывать и того, что, рассматривая предметы, мы видим их
с различных точек зрения, тогда как на снимке они видны только с одной
точки - с той, в которой находился фотоаппарат. Достаточно немного
переместить камеру или незначительно изменить направление съемки,
чтобы в пределах снимка взамен одних объектов появились другие.
Поэтому всегда необходимо продумать, какая из бесчисленных возможных
точек съемки позволит лучше передать представление о фотографируемых
предметах, а это можно сделать только при помощи видоискателя.