Видео-арт - направление в изобразительном искусстве, использующее
для выражения художественной концепции возможности видеотехники, компьютерного
и телевизионного изображения.
Взлет коммерческого кинематографа и телевидения в Америке, в совокупности
со стремлением художников исследовать пространство за пределами традиционных
границ живописи и скульптуры, возродил жанр, дремлющий в забвении
со времен Дюшана, Ман Рэя, Ганса Рихтера и Фернана Леже. Художники,
убежденные в необходимости дематериализовать искусство, обратились
к движущемуся черно-белому изображению, как к пародии на кинематографический
опыт мейнстрима.
Выставка "Documenta-5" (1972 г.), ставшая во многом поворотной
для современного искусства, на тот момент одной из первых включила
в свою экспозицию раздел, посвященный кинофильмам на 16-миллиметровой
пленке и видео. В нём демонстрировались, в частности, такие работы,
как "Руки ловят свинец (пулю)" и "Руки связаны"
(Ричард Серр), "Отдаленный контроль" (Вито Аккончи), "Войлочное
ТВ" (Йозеф Бойс), "Один шаг" (Стенли Браун), "Муха"
(Йоко Оно).
Основная стратегия создателей большинства арт-фильмов того времени
состояла в том, чтобы заставить фильм или видео обратить взгляд на
себя, внедрить в движущееся изображение саморефлексию, самоотображение.
Считалось, что только таким образом можно оценить мощь самого прозрачного
из всех средств выражения. Например, канадский художник Майкл Сноу
в работе "De La" разместил камеру на конструкции с вращающейся
ручкой. Камера могла снимать без перерыва, меняя угол съемки и скорость
движения. Картина транслировалась на четыре монитора, расставленные
вокруг конструкции. Вся инсталляция размещалась в комнате, по которой
мог перемещаться зритель.
В 1973-74 годах в продаже стали появляться ручные, доступные по цене
видеокамеры. Это способствовало значительному развитию видео-арта.
Впечатляющее число художников принялись снимать короткие видофильмы,
в которых высмеивались и пародировались приемы коммерческого телевидения
и доминантной культуры в целом.
В шестиминутном видео Ричарда Серра "Телевидение поставляет людей"
(1973 г.), на мониторе появлялись вербальные сообщения, несущие парадоксальный
социальный посыл: "Проект телевидения - это аудитория",
"Телевидение поставляет людей рекламодателю", "Средства
массовой коммуникации означают, что что средство способно поставить
массы людей" и т. п.
Другие художники выбирали более игровые и выразительные формы. Четверо
художников и архитекторов - Чип Лорд, Хадсон Маркес, Дуг Майклз и
Кертис Шреер, объединившиеся в группу "Муравьиная ферма"
- затеяли публичные хеппенинги по поводу коммерческого ТВ. Например,
в перформансе "Медиа-бум" (1972 г.) художники сложили штабель
из телевизоров, в который врезался "Кадиллак" с установленной
на нем видеокамерой.