Понятие одежда - самое общее. Одежда это все, что надевается на
тело. В этом же значении в литературе 19 в. и ранее фигурирует платье,
партикулярное платье, покоевое платье.
Слова наряд, туалет обычно обозначают то, что сейчас принято называть
ансамбль или костюм для определенного случая.
Все огромное многообразие одежды можно свести к нескольким простейшим
видам - хитон, рубаха, штаны, юбка, сарафан, плащ, халат.
Гардероб в первоначальном смысле хранилище платья - это и теперь обозначает
одежный шкаф, место для одежды.
Наиболее важный термин - костюм (costume, фр. одеяние) им обозначают
устойчивые, типичные, общепринятые формы одежды для данного народа,
сословия, эпохи.
Мода, как искусство создания костюма, наряду с другими видами искусства
безусловно есть явление эстетическое, часть художественной культуры
отдельной страны, эпохи, человечества в целом.
Мода существует столько же, сколько и само человечество. Изучая историю
костюма, необходимо помнить, что это частьистории в самом широком
понимании.
Греческий костюм
Греческий костюм больше, чем костюм любого другого народа связан с
выражением эстетического общественного идеала. Благородную красоту
и достойную осанку, развитые формы тренированного тела, гармоничные
пропорции, динамизм и свободу движений прекрасно выявляет драпировка
- основа античного греческого костюма.
Прямоугольный кусок ткани различной длины и ширины подчеркивал гармонию
тела и одежды. Пластика драпировки и осанка фигуры ценились гораздо
выше стоимости ткани и красоты орнамента.
Ритм, расположение и форма складок драпировок диктовались основной
архитектурной формой эпохи - высокой мощной колонной дорического ордера.
Они же должны были наиболее эффективно подчеркивать движение человеческого
тела. Драпировка оживляет мертвую ткань, придавая эстетическую ценность
фигуре. Складки в свою очередь аккомпонируют движению тела, свисают
с рук, окутывая окружности и плавно обволакивают статичное тело. Застывшие
в мгновение покоя они начинают двигаться вместе с телом.
Для своей одежды греки использовали легкие эластичные материалы, прекрасно
драпирующиеся ткани. Ткани ткали вручную шириной до 2 метров. Искусство
ткачей ценилось очень высоко. Основной состав греческой ткани шерсть
или лен.
Египетский костюм
В истории Древнего Египта наиболее распространенный вид одежды - драпирующийся.
Позже накладной, но никогда не распашной. Все драпировки обычно формировались
со спины на перед и располагались спереди четкими ритмичными формами,
в то время, как спина оставалась облегающей.
Основной одеждой для мужчин была набедренная повязка различной длины
и различным образом драпировавшаяся. Называлась она схйти, а на талии
удерживалась поясом - тонким ремешком со спущенными концами, роскошно
декорированным, завязываемым спереди в центре талии.
Вместе с набедренной повязкой, а иногда и без нее египтяне носили
узкий треугольный передник различной длины и ширины. Наиболее распространенной
формой передника была его расширенная к низу или овальная форма.
Одежда женщин состояла из куска материи, обертывающего фигуру от щиколоток
до груди и поддерживаемого одной или двумя бретелями. Эта одежда называлась
калазурис и по форме была для всех одинаковой.
Сословное различие в одежде выражалось в качестве ткани. В период
Средневековья форма костюмов египтян усложнилась, объем ее становился
больше за счет одновременно одеваемых одежд.