Освещение в комнате или в другом помещении имеет совершенно различный
характер в зависимости от того, какой свет падает в его окна.
Прямые солнечные лучи солнца, падающие в окно, освещают предметы почти
так же сильно, как и вне помещений. Яркость любого солнечного пятна
на полу или стенах комнаты в 20-40 раз больше соседнего участка, на
который не падает прямых солнечных лучей, не говоря уже о наиболее
темных участках помещения.
При таком освещении на снимке можно хорошо передать предметы, освещенные
солнцем (все остальное будет на отпечатке черным или очень темным),
или предметы в тени (солнечные участки выделятся совершенно белыми
пятнами).
Гораздо легче фотографировать, если в окна падает рассеянный свет
безоблачного или облачного неба.
Это освещение сходно с тем, какое бывает вне помещений в тени, с той
разницей, что освещенность быстро понижается по мере удаления от окон.
Поэтому при съемке днем далеко не безразлично в каком направлении
фотографировать.
При съемке в направлении от окон вся внутренность комнаты освещается
равномерно. Предметы будут освещены равномерно и в том случае, если
фотографировать против окон, поместив камеру так, чтобы сами окна
не попадали в пределы снимка. Если объекты находятся в простенке между
окнами или в углу, на них будет падать свет, отраженный от потолка
и стен. При съемке вдоль окон сторона предметов, обращенная внутрь
комнаты, освещается гораздо слабее. Освещение внутри помещений равномернее,
если окна есть в двух его стенах и в помещении со светлыми стеклами
и потолком. Чем дальше от окон расположен объект съемки, тем равномернее
он освещается.
Людей лучше
фотографировать не ближе 1-2 м от окон, осветив теневую сторону отражателем
или лампой. Для равномерного освещения всего помещения его темные
части можно осветить мощной лампой, например фотолампой.
Выдержку в помещении трудно определить расчетами. Там, где приходится
часто фотографировать, лучше сделать пробные снимки на определенном
расстоянии от окон. При съемке в другое время можно вносить поправки
по таблицам, учитывая часы дня, время года и состояние неба. При фотографировании
в другом помещении можно использовать выдержку, найденную пробой,
но учесть, что освещенность изменяется не только в зависимости от
расстояния до окон. Она зависит также от величины и числа окон, от
того, насколько отражают свет темные или светлые стены и потолок,
и в особенности от того, не затенены ли окна соседними зданиями или
густой листвой.