У каждого народа исстари сложились свои обычаи и обряды проведения
свадеб, и для того, чтобы собрать достаточно материала и написать
диссертацию на тему "Свадебные обряды народов мира", парижский этнограф
Рене Гарсон в 1980-х годах отправился со своей невестой в кругосветное
путешествие. Факт сам по себе непримечательный, если бы не одно обстоятельство:
за время путешествия молодым, для полноты ощущений от местных церемоний,
пришлось повенчаться 22 раза в двадцати двух странах.
В северном Лаосе у племени туэнг до сих пор сохранился древний
обычай: молодой супруг должен из пагоды, где проходило венчание, и
до дому, как бы далеко до него не было, пронести новобрачную на своей
спине. Туэнги полагают, что злой дух, караулящий новобрачных неподалеку
от пагоды, увидит, как муж любит свою жену, и заранее бросит попытки
их поссорить. А в Швейцарии, по старинной традиции, молодоженов должен
поздравить человек на ходулях. Принято считать, что тогда супругов
ожидает долгая и счастливая жизнь.
На островах крошечного архипелага Тробриан, недалеко от острова
Новая Гвинея, не существует никаких свадебных церемоний. Чтобы "зарегистрировать"
брак, молодым достаточно поесть из одной миски на глазах соплеменников.
А на некоторых островах архипелага принято, чтобы девушка сама предлагала
юноше пожениться. Если ей понравился парень, она должна вручить его
матери, сестре или другой близкой родственнице кусок веревки.
Совсем просто в старые времена заключался брак в древней Месопотамии.
Брак считался заключенным после того, как мужчина в присутствии свидетелей
закрывал лицо своей невесты густой вуалью и произносил: "Она стала
моей женой". Ношением вуали вольные женщины в Месопотамии отличались
от рабынь.
На острове Самоа (Полинезия) сватаются обычно во время праздника.
Юноша в полном боевом узоре подходит к группе девушек и начинает военный
танец. Восхищенные зрительницы не сводят с него глаз. Во время песни,
которую подпевают его друзья, он называет имя своей избранницы. Та
возмущается посягательством на свободу и сопротивляется: бьет его,
дергает за волосы, упирается - правда, не слишком, когда юноша хочет
ввести ее в танцевальный круг. Юноша жестами и "рисунками" танца страстно
клянется в любви. Она сначала недоверчива, но потом начинает благосклоннее
относиться к его клятвам. На следующий вечер юноша и девушка встречаются
уже наедине. Если родители девушки против брака, молодые убегают на
неделю-другую из дома. Родители в конце концов посылают дочери белую
циновку - знак прощения. Это означает, что можно готовиться к свадьбе.
Когда возникает новая семья, появляются и новые родственники, которых
надо бы знать, хотя в некоторых современных семьях не очень-то задаются
вопросом, кто такая свояченица, а кто сватья. А ведь на Руси издавна
существовали понятия о родстве.
Давайте еще раз вспомним, кто есть кто:
Отец мужа - свекор.
Мать мужа - свекровь.
Отец жены - тесть.
Мать жены - теща.
Свекор со свекровью и тесть с тещей - сваты.
Жена сына - сноха.
Муж дочери - зять.
Сестра мужа - золовка.
Сестра жены - свояченица.
Брат мужа - деверь.
Жена брата мужа (деверя) - невестка.
Муж сестры жены (свояченицы) - свояк.